Историческая справка
Улькан –чистая вода. Именно так переводится название нашего поселка. А это значит: чистые сердца, чистые помыслы и поступки, чистое светлое будущее нашего Улькана. А, иначе, зачем же сюда приехали 33 года назад по зову сердца, наполненные огнем побед, задором, энтузиазмом, молодые люди! Мужественно трудились, учились, любили, играли свадьбы, рождали и воспитывали детей.
По праву наш поселок был признан самым красивым на западном участке Байкало-Амурской Магистрали. Его строили строители 39 национальностей. Сейчас это кажется нереальным. Но тогда люди были одной страны Союза Советских Соц. Республик, были воспитаны на самоотверженности, дружбе. Поэтому и работали с полной отдачей.
Краткое слово «БАМ» звучало в начале 80-х с трепетом на устах, билось жизнью в молодых сердцах. Решением исполкома Казачинско –Ленского районного Совета народных депутатов трудящихся за №160 24 октября 1974 года был согласован план временных поселков строителей на станциях Киренга и Улькан. Именно в это время был создан строительно – монтажный поезд № 571. 2 ноября 1974 года первый отряд комсомольцев во главе с начальником Фроловым Анатолием Николаевичем высадился из вертолета близ деревни Юхта. Вот что рассказывают старожилы: «За год до того, как они появились, привез нам Хандыга Владимир Павлович, секретарь райкома, большую книгу про БАМ, про эту самую дорогу рассказывал. Глядим мы на эту книгу, улыбаемся. Ну а дорога… До войны её здесь искали, после войны искали, говорили много, а все тихо.
А потом они к нам появились. Прямо с неба попадали. Один раз вертолет в огороде сел –крыша слетела, у нас крыши старые, трухлявые. Еды у них сразу с собой не было. Фролов по избам ходил, хлеба мы дали, молока, мяса, по деревне их расселили. Мы им старые амбары отдали под контору и общежитие, лошаденок дали – у них сперва техники мало было. Но все равно, думали, ничего они тут не сделают, в глуши нашей. Ну что – одну просеку так прорубили, две – так. А потом уж как то весной пришли, батюшки, а там уж дома стоят, да большие, да много».
Комиссаром первого отряда был Николай Тымуш. Бойцам этого отряда предстояло обустроить временный поселок, в котором спустя недолгий срок будут приняты строители БАМа. Николай Григорьевич Тымуш –один из тех людей, что с годами не меняются. Так же как в юности молчалив, вежлив. Только вот волосы поседели и выдают возраст первопроходца Улькана. Вот что он рассказывает сам о тех временах: «Мне выпала честь быть первым из тех, кто начинал строить Улькан. Руками молодых было сделано немало: сооружён лучший поселок на Западном участке БАМа, по железнодорожной магистрали идут поезда.
Кажется все это было вчера: высадка на вертолетном поле в Юхте, первая просека, первый дом. Как комсорг я отвечал за выгрузку вертолетов, занимался плотницкими работами, надо было оборудовать деревенские амбары под жилье. В 1974-75 годах газеты много писали о том, что главной неожиданностью для бамовцев стали сильные морозы. Первые два месяца, ноябрь-декабрь, работали «под запись», зарплату не давали, т.к. в десанте были только строители и повара. Бухгалтерии не было, кассиров тоже… Позднее, когда деньги появились, но людей по прежнему не хватало, за завтраки, обеды и ужины в столовой рассчитывались сами, без контролеров, просто кидали деньги в миску на раздаче. Пока не пробили зимник , не хватало техники. Завезли вертолетом ЗИЛок - водовозку. Бочку сняли, поставили кузов, возили на этой машине людей на работу. Приходилось и на лошадях работать, таскать бревна для строительства моста через Юхтинку.
Улькану сразу повезло. Во-первых, он начинался не на пустом месте – рядом была деревушка, хоть маленькая, но живая. Во вторых, когда строили поселок, отступили чуть от проектной точки, и выбрали ровное и сухое место в негустом молодом лесу. Лес этот постарались сохранить, вырубали только по необходимости – точно по линиям, где проходили улицы. И, в- третьих, в Улькане сразу думали о людях: в новые дома из вагончиков и амбаров первыми перешли рабочие, а последними секретарь парткома и начальник СМП. Это вдохновляло на ударный труд: ульканцы постоянно перевыполняли план и были первыми в соревновании: поселок строителей получил звание «лучший поселок трассы», а СМП -571-звание «коллектив коммунистического труда». На всем БАМе, кстати, никто больше не имеет такого звания.
Добрую память о себе оставили азербайджанские строители. Они построили поселок железнодорожников, станцию и вокзал. И как национальный символ труженика – строителя, доброго старателя для людей поставили на привокзальной площади Фархада – героя эпических поэм Востока. Возле него состоятся свидания влюбленных, к нему приезжают новобрачные, чтобы возложить цветы к его ногам, и выпускники школ ульканских обязательно приходят в ночь прощания со школой.